Общая информация

Цель конкурсного отбора – определить участников мероприятия – проектные команды среди обучающихся образовательных организаций Новгородской  области для организации систематического наблюдения за окружающей средой, ее изменениями, а также степени влияния на нее деятельности человека в местах проживания участников, получение информации первичного уровня о состоянии окружающей среды.

Регламент

Конкурсный отбор проводится по следующим направлениям, в соответствии с реализацией федеральных и региональных экологических проектов на территории Новгородской области: «Решаем проблемы мусора», «Чистый воздух», «Чистый город», "Лесовосстановление", "Экологическое воспитание", "Чистая вода", "Рыборазведение".

Реализованные проекты

1. ЭкоДружина Татьяна Пронькина

11.01.2018 года утверждено поручение Губернатора Новгородской области « п.9 Рекомендовать органам местного самоуправления Новгородской области во взаимодействии с межрегиональной экологической общественной организацией «Зеленый фронт» рассмотреть возможность создания «Эко Дружин»

 

4.325 /10
2. Чистые пруды Никита Соснин

В данный момент в нашем городе отсутствуют площадки, где можно прогуляться, самореализоваться или где можно безопасно для остальных, прогуляться со своим домашним питомцем.

4.125 /10
3. «Создание молодёжной экологической палаты при представительных органах органов местного самоуправления сельского или городского поселения, муниципального района» Елена Александровна Пигальцева

Огромный творческий и физический потенциал, заложенный в молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Сего­дняшней молодежи должны стать   близкими и  понятными  такие нравственные категории, как: пат­риотизм, почитание духовных и культурных традиций предков, национальная гор­дость, уважение к другим народам, забота об охране окружающей среды.

 

4.075 /10
4. «Биоиндикационные исследования территории школы № 2 г. Валдай Новгородской области» Олеся Борисовна Родионова

Охрана атмосферного воздуха является очень важной проблемой экологии в связи с развитием промышленности и автотранспорта во всех развитых странах. Особенно важно изучить состояние воздуха на территории школы, т.к. экологически чистый воздух наряду с другими экологическими факторами являются важными факторами сохранения здоровья и развития людей, особенно в детском возрасте.

Учитывая тот факт, что школа расположена недалеко от дорог, зеленые насаждения находящиеся вокруг школы, защищают ее от воздействия различных неблагоприятных факторов среды. 

Гипотеза: Пришкольная территория подвержена воздействию антропогенных факторов среды и нуждается в дополнительных экологических мероприятиях по улучшению состояния атмосферного воздуха с целью повышения здоровья подрастающего поколения.

 

3.925 /10
5. Оценка качества воды методом биоиндикации Елена Тюрина

Вода – источник жизни. Основа всех процессов жизнедеятельности любого организма. Вода в природе имеется всюду. Она составляет большую часть нашей планеты. Но с каждым годом всё острее становится проблема нехватки пресной воды. Во-первых, пресной воды на Земле мало, всего лишь 2% всей воды Земли. Во-вторых, в быту, промышленности, сельском хозяйстве человек использует только пресную воду, что приводит к её загрязнению.   И с каждым годом ухудшается экологическое состояние воды. Существуют различные методики исследования уровня загрязнения водной среды. Есть инструментальные методы определения содержания в воде вредных примесей, которые используются государственными природоохранными организациями в целях мониторинга водной среды. Однако такие методы очень дорогостоящи и не всегда  доступны. Наиболее доступная методика оценки степени загрязнения воды – биоиндикация. То есть использование  живых организмов в качестве индикаторов состояния водной среды. Именно живые организмы несут наибольшее количество информации об окружающей их среде обитания. И сегодня, для этих целей ученые широко используют «живые приборы» – различные организмы, реагирующие на присутствие  вредных веществ. Так для оценки степени загрязненности воды экологи  научились использовать известную всем ряску, покрывающую летом поверхность небольших водоёмов. И именно ряска малая послужила объектом для биоиндикации загрязнения водоемов, расположенных в окрестностях нашего села [ 1, с 52 ].

         Окрестности села Песь представлены разными водными объектами – река Песь, ручьи, родники, пруды. И мы не испытываем нехватку пресной воды. Но вот в каком состоянии находится вода, которую мы употребляем и используем в своей жизни,  ведь водоёмы испытывают антропогенную нагрузку: на берегах реки и пруда  разбросан мусор, пасётся домашний скот, выхлопные газы от автомобильного транспорта через атмосферу попадают в водоёмы.    Поэтому я решила оценить качество воды из водных объектов  нашего села, тем более, что ранее эти водоемы никто не исследовал. Отмеченные обстоятельства определили тему работы: «Оценка качества воды методом биоиндикации ».

Цель исследования: на основании полученных в ходе исследовательской работы результатов сделать вывод о качестве воды  в водоемах на территории села, разработать меры по охране воды от загрязнения. 

3.925 /10
6. Реакция листа осины на загрязнение окружающей среды Мария Покашникова

Среди экологических факторов, оказывающих наибольшее воздействие на состояние деревьев, большинство исследователей отмечает загрязнение экосистем химическими веществами техногенного происхождения.

Проявление антропогенного загрязнения территории может продолжаться в течение многих десятилетий. В связи с этим актуальность исследований по проблеме контроля и разработке методов оценки состояния окружающей среды возрастает и становится очевидной.

К настоящему времени накопилось достаточно информации об индикационной роли деревьев. Прежде всего, это связано с воздействием загрязняющих веществ на листовой аппарат, благодаря способности листьев осаждать большое количество примесей.

Важными, на наш взгляд, являются изучение механизмов адаптации деревьев к неблагоприятным внешним условиям, проведение мониторинга в целях выявления признаков снижения устойчивости.

3.775 /10
7. Мониторинг популяции сосны обыкновенной в рекреационной зоне г. Пестово

Ухудшение экологической обстановки оказывает негативное влияние на состояние растительности, в том числе и на древесные породы растений.

 

3.775 /10
8. Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников-индикаторов (Марёвская средняя школа) Елена Дмитриева

Загрязнение атмосферы Земли или Загрязнение воздуха — происходит, когда в атмосферу Земли попадают вредные или избыточные количества веществ, включая газы (такие как диоксид углерода, монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота и другие.)

 

3.725 /10
9. Разведение дождевого червя в домашних условиях Валентина Дэр

Мы проживаем в зоне с бедными подзолистыми почвами. Поэтому садоводы и огородники испытывают много сложностей при выращивании культурных растений. Из-за сокращения сельскохозяйственных предприятий и дороговизны навоза многие используют доступные минеральные удобрения. Однако их применение чаще всего не позволяет получать экологически чистую продукцию. Тем более, что при избыточном использовании таких удобрений некоторые соли, например, нитраты, накапливаются в растительной продукции и оказываются в нашем организме, нанося вред здоровью.

  

3.7 /10
10. Исследование воздушного бассейна участка улиц Гоголя и Боровой города Боровичи Лариса Петришина

Проблема загрязнения атмосферного воздуха – одна из серьезнейших глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество. Опасность загрязнения состоит не только в попадании в воздух вредныхвеществ, но и в вызываемом загрязнениями изменении климата Земли.

Загрязнение атмосферы в результате деятельности человека привело к тому, что за последние 200 лет концентрация двуокиси углерода выросла почти на 30%(http://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/slovar/zagrjaznenie_atmosfery/). Тем не менее, человечество продолжает активно сжигать ископаемое топливо и уничтожать леса. Процесс настолько масштабен, что приводит к глобальным экологическим проблемам. Сжигание топлива на тепловых электростанциях сопровождается выбросом двуокиси серы. С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступают оксиды азота. При неполном сгорании топлива образуется угарный газ. Кроме того, не следует забывать и о мелких твердых загрязнителях, таких как копоть и пыль.

Серьезность экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, иллюстрируют следующие статистические данные: в 151 городе России предельно допустимая концентрация загрязнений воздуха превышена в 5 раз, в 87 городах ПДК превышенв10 раз.(http://www.ozoneprogram.ru/biblioteka/ slovar/zagrjaznenie_atmosfery/istochniki_zagrjaznenija_atmosfery/)

Среди опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека  в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли. (http://www.ozoneprogram.ru/ biblioteka/slovar/ zagrjaznenie_atmosfery /vlijanie_zagrjaznenija/)

Постановка проблемы. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в промышленно развитых странах является автомобильный транспорт.

Вредные выбросы, поступающие в атмосферный воздух, являются фактором, воздействующим на самые разные процессы и объекты. Влияние загрязнения атмосферы на человека не ограничивается исключительно прямым воздействием содержащихся в воздухе примесей на работу организма. Так, присутствие во вдыхаемом воздухе оксида углерода (угарного газа) препятствует поступлению кислорода в кровь, что приводит к смерти человека. Соли тяжелых металлов, присутствующие в выхлопных газах автомобилей крайне токсичны, как и озон, являющийся побочным продуктом химической промышленности. Мелкодисперсная пыль, частички сажи, образующиеся при сгорании дизельного топлива, обладают канцерогенным действием (В.Ф. Прота- сов, А. В. Молчанов. «Экология, здоровье и природопользование в России»).

Влияние загрязнения атмосферы на климат  такжеотрицательно воздействует на здоровье человека, простое повышение температуры воздуха может стать причиной учащения сердечнососудистых заболеваний.

Говоря об экологических последствиях загрязнения атмосферного воздуха, следует упомянуть и такое явление, как кислотные дожди, возникающие из-за выбросов атмосферу кислотных оксидов и ряда других веществ.

Растения считаются надёжными индикаторами загрязнений природной среды различными токсичными веществами в связи с тем, что не могут уйти от стрессового воздействия, и вынуждены адаптироваться к нему с помощью физиолого-биохимических, ультраструктурных и анатомо-морфологических перестроек. Поэтому фиксация и оценка этих изменений дают достоверную картину условий мест произрастания растений и отражают состояние городской среды.

Наблюдая за признаками повреждения растений, нарушением их роста и репродуктивного цикла, снижением урожайности, особенностями распространения отдельных видов, можно обнаружить присутствие в воздухе специфических загрязняющих веществ и выявить уровень загрязнения окружающей среды.

Основываясь на этом, мы решили провести исследование экологического состояния воздушного бассейна двух улиц города Боровичи - Гоголя и Боровой. Выбор объектов изучения не случаен.Улица Гоголя  - одна из главных составляющих улиц города Боровичи. На этой улице находится наше учебное учреждение – МАОУ СОШ №9. На ней размещены другие детские образовательные учреждения, а также много различных объектов, значимых для города. Сегодня она является одной из оживленных транспортных «артерий» города. Многие ученики нашей школы живут на улице Гоголя.  Также мы взяли для исследования параллельно идущую  улицу  Боровую, чтобы сравнить уровень загрязненности этих территорий. В своей работе мы попытались доступными нам методами изучить экологическое состояние воздушного бассейна улиц, с которыми мы непосредственно связаны.

Актуальность данной работы состоит в изучении уровня запылённости и загрязнённости воздушного бассейна участков улиц Гоголя и Боровой.

3.675 /10

Эксперты

Анна Никитина ФГБУ национальный парк"Валдайский"

Должность: Методист по экологическому просвещению
Ученая степень, звание:

Елена Сотникова ГОАУ ДПО "Региональный институт профессионального развития", Региональный модельный центр

Должность: начальник отдела дополнительного образования, руководитель РМЦ
Ученая степень, звание: нет

Маргарита Кохан Министерство образования Новгородской области

Должность: Заместитель министра образования
Ученая степень, звание:

Дарья Романовна Смирнова Министерство образования Новгородской области

Должность: Специалист отдела дополнительного образования
Ученая степень, звание: