Конкурсный отбор команд-участников проекта «Экологический патруль» в Омской области

Конкурс проектов

Организаторы:

Федеральный детский эколого-биологический центр

Фонд содействия инновациям, БУ ДО «Обл СЮН»

Даты проведения: с 09.01.2020 19:06 по 30.06.2020 19:06

Общая информация

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Решение всех современных локальных и глобальных экологических проблем начинается с изменения самосознания людей.

Основная цель проекта – продвижение активной экологически ориентированной жизненной позиции среди молодежи, обязательным условием достижения которой является привлечение обучающихся и педагогов к реальным практическим проектам, а также организация образовательно-воспитательного процесса с систематичным и целенаправленным формированием эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Одним из таких практических проектов и является научно-образовательный общественно-просветительский проект «Экологический патруль». Реализация проекта предполагает выполнение следующих функции, с учетом регионального аспекта:

- развитие экологического образования и просвещения;

- привлечение общественности к решению экологических проблем различного масштаба с максимально широким географическим охватом;

- формирование экологического мониторинга на объектах, где ранее подобные работы не проводились по различным причинам;

- создание информационно-технической и кадровой базы для системы общественного мониторинга.

Для участия в проекте, необходимо подать заявку, а также подготовить практически реализуемый экологический проект.

Регламент

Направления конкурсных проектов:

1) Модернизация систем обращения с твердыми коммунальными или промышленными отходами как метод снижения негативного воздействия на окружающую среду;

2) Повышение эффективности природоохранных мероприятий за счет развития системы общественного экологического мониторинга атмосферного воздуха;

3) Экологический мониторинг состояния поверхностных водных объектов;

4) Развитие экологического туризма и экологического мониторинга особо охраняемых природных территорий;

5) Мониторинг качества и эффективности лесовосстановления;

6) Оценка эффективности внедрения наилучших доступных технологий на производственных предприятиях.

При этом можно ориентироваться как на освещение конкретной экологической проблемы, имеющей региональное значение, в СМИ, на Интернет-ресурсах, так и на разработку теоретических путей решения или практических методов решения экологических проблем от регионального до общероссийского уровня.

Реализованные проекты

«Село Иртыш-капелька России, новый виток развития» Светлана Малько

Проект был разработан в целях создания систематической и целенаправленной деятельности по формированию у детей и молодёжи высокой экологической культуры, бережного и ответственного отношения к природе, к своей малой Родине и реализовывался на территории Иртышского сельского поселения в течение 2-х лет. В результате все несанкционированные места складирования бытового мусора, образовывающиеся стихийно по берегам реки и озёр, в близлежайших к населённым пунктам лесах ликвидированы силами волонтёров и неравнодушных к экологической проблеме жителей. Сегодня проект «Село Иртыш – капелька России» выходит на новый виток своего развития, обретая новых лидеров и ставя перед собой новые цели: оценка степени антропогенного воздействия в районе природных озёр Казённое, Солёное и экологический мониторинг свалок бытового мусора, оставшихся с советских времён на территории Иртышского сельского поселения.
На наш взгляд, начинать воспитание нужно с семьи и школы. В процессе экологического воспитания потребительское отношение к природе уступит место готовности защищать и оберегать ее, т.е. окружающий мир будет восприниматься обучающимися, как объект их постоянной заботы.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие экологической культуры личности. В понимании феномена «экологическая культура» тесно переплетаются идеи экологического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания и самосовершенствование. Наконец, значимой составляющей экологической культуры личности является опыт практической экологической деятельности.
По состоянию на 2019 год в Черлакском муниципальном районе 49 населенных пунктов, и соответственно 49 свалок бытового мусора, оставшиеся ещё с советских времён, куда ежедневно продолжают свозить мусор. Если смотреть в пределах области, то таких мест уже более 1000. А сколько ещё несанкционированных свалок по берегам наших рек и озёр, в близлежайших к населённым пунктам лесах и лесополосах – десятки тысяч. Не нужно обладать хорошим воображением, чтобы представить себе экологическую катастрофу в масштабах всей страны.
Иртышское сельское население включает в себя 5 населённых пунктов: с.Иртыш, д.Бердниково, д.Красный Овцевод, д.Верхнеильинка и д.Крупское. по данным исследования, проведённого в рамках подготовки к написанию проекта на территории зафиксированы 5 (их общая площадь более 10 га), уже нелегальных, свалок бытовых отходов.
Стартовавшая в стране в 2019 году «Мусорная реформа» никогда не будет эффективной пока мы не привьём экологическую культуру и неравнодушие нашим гражданам, пока не обратим внимание широких масс общественности на экологические проблемы и не организуем совместный поиск их решения.
А наши природные озёра Казённое и Солёное, на наш взгляд испытывают колоссальное воздействие человеческого фактора, т.к. практически весь летний сезон на берегу озёр раскидывается целый палаточный лагерь, где неделями живут туристы со всей Омской области. За собой они как правило оставляют горы бытовых отходов. Даже еженедельные экодесанты не спасают положения. Иной раз за сезон вывозится не один десяток тракторных телег. Возможно мы преувеличиваем проблемы, так это или нет можно будет узнать только после исследования которое мы проведём.

Чистый берег Анна Гденнадьевна Борисенко

Цель проекта: привлечение внимания детей и взрослых к проблеме загрязнения прибрежной территории поселка, формирование экологической культуры и твердого убеждения в том, что мусору не место на несанкционированной свалке и прибрежной территории, а на отведенном для этого месте.

Задачи проекта:

  1. Изучить общее состояние берегов реки Оша на территории села Колосовка.
  2. Провести социологический опрос среди жителей села по поводу отношения к загрязнениям прибрежной зоны
  3. Исследование экологии плотины
  4. Организация субботников
  5. Организация шефства над плотиной
  6. Призвать общественность к бережному отношению к плотине.

СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ «Мы за чистые озера» Надежда Анатольевна Степина

Цель проекта: провести мониторинговые исследования качества воды озера Ик Крутинского района Омской области физико-химическими методами в разное время года, для уменьшения антропогенной нагрузки на озеро

Задачи:

  1. Анализ воды озера Ик физико-химическими методами в разное время года и сделать выводы о чистоте воды в водоеме, а также пригодность воды для использования её в хозяйственной деятельности человека.
  2. Пропаганда экологической культуры среди подрастающего поколения и взрослого населения посёлка через практическую деятельность по очистке водоёмов.
  3. Повышение уровня заинтересованности населения в защите и сохранении природной среды.

Нашим водоемам - постоянную заботу Ирина Юрьевна Стретенцева

Цель проекта: создание Водного Совета при Красноярской сельской администрации, с целью консолидации усилий сторон, заинтересованных в устойчивом, рациональном использовании природных ресурсов, выработке предложений по улучшению экологической обстановки на территории сельского поселения.     

Живые фильтры – легкие Октябрьского округа Анастасия Константиновна Рогачева

Данные показали, что в округах, где находится больше промышленных предприятий, люди чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, поражениями дыхательных путей, в том числе астмой, и проблемами, связанными с онкологией, а именно легких. Смотря на карту, можно убедиться на практике: в Октябрьском округе дети и подростки чаще болеют той же астмой, чем в других районах.

Сохраним вместе кедровую рощу Людмила Геннадьевна Иванова

Кедровая роща является неотделимой частью ландшафта рабочего поселка Большеречья. Этот красивейший уголок природы долгое время радовал большереченцев, был излюбленным местом отдыха и предметом их гордости. Роща расположена в непосредственной близости от поселка, что делает этот объект одновременно и уникальным, и уязвимым.

В  течение последних трех лет  кедр начал гибнуть, что является острой проблемой для всех неравнодушных жителей поселка. Кедровая роща  находится в естественном понижении, когда уровень воды поднимается, в этой "чашечке" скапливается вода, что  приводит к застою воды. В свою очередь происходит заболачивание местности и ведет к гибели кедра.

Влияние деятельности школьной котельной на окружающую среду Маргарита Игоревна Орлова

Цель работы:   Выяснить влияние деятельности школьной котельной на окружающую среду.

Задачи:

  1. Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.
  2. Провести исследование воздушного бассейна, снежного покрова школьной территории.
  3. Оформить результаты

Мониторинг состояния атмосферного воздуха в селе Красноусово Ольга Михайловна Черкассова

Наша школа находиться на главной улице села. Соответственно, основной поток транспорта проходит мимо территории школы. С другой стороны школы расположено сельское озеро, которое в последние годы загрязняется бытовым мусором, что не способствует оздоровлению экологического состояния атмосферы. Рядом со школой находится школьная котельная, которая топится углём, а в сельских домах печное отопление.

провести мониторинг состояния атмосферы  на пришкольной территории.

Экологические проблемы реки Большая Вера Витальевна Лопатина

Основная проблемы - загрязнение людьми.

Источники загрязнения

  • Если туристы приезжают на экскурсии в зоопарк, то и посещают берег реки Большой, естественно загрязняя её ТКО.
  • Зоопарк так же участвует в засорении воды в реке с помощью стоков из вольеров животных. Отсутствует централизованная канализация.
  • Дачи расположены - в водоохраной зоне. Дачники выносят на берег реки ботву картошки, помидор, листья капусты и т.д.

Главными виновниками загрязнения реки являются дачники и жители Большеречья.

В черте посёлка 5 мостов. Это отрицательно сказывается на течение реки. Течение практически отсутствует.

  На берега люди вывозят ТКО, навоз, твёрдые коммунальные отходы.

Загрязнение воздуха в г. Омске Анастасия Сергеевна Прохоренко

Цель работы: Изучить влияние качества воздуха на здоровье населения г. Омска в промышленной зоне

Задачи работы:

- дать экологическую оценку качества воздуха;

- определить степень загрязнения атмосферы в промышленных и не промышленных территориях г. Омска;

- ознакомиться с основными технологическими процессами, являющимися источником выделения загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от промышленного предприятия – АО «Газпромнефть ОНПЗ».

- изучение способов поступления загрязняющих веществ в атмосферу,

- изучение результатов мониторинга атмосферного воздуха, проводимые экологической лабораторией «Экологический рюкзак»

- Познакомиться с политикой «Экологической атмосферы промышленной зоны» АО «Газпромнефть ОНПЗ)

- определить влияние качества воздуха на здоровье населения города.

Эксперты

Наталья Николаевна Барсукова Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Должность: доцент кафедры экологии, природопользования и биологии
Ученая степень, звание: кандидат биологических наук

Павел Валерьевич Полещук Омский государственный педагогический университет

Должность: Доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения
Ученая степень, звание: кандидат педагогических наук

Людмила Валентиновна Омельянюк Омский аграрный Центр

Должность: Главный научный сотрудник, профессор
Ученая степень, звание: Доктор сельскохозяйственных наук

Наталья Владимировна Рахматулина БУ ДО "Омская областная станция юных натуралистов"

Должность: Директор
Ученая степень, звание:

Лариса Николаевна Жукова Министерство образования Омской области

Должность: Заместитель министра
Ученая степень, звание: