Общая информация

Цель конкурсного отбора - определить проектные команды среди обучающихся образовательных организаций Республики Башкортостан для организации школьного экологического мониторинга.

Мониторинг окружающей среды - это комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.

На конкурсный отбор команда должна предоставить проект, соответствующий требованиям Положения конкурсного отбора. Тематика подаваемого проекта должна быть посвящена мониторингу различных сред - воды, воздуха, почвы или комплексному мониторингу окружающей среды под воздействием антропогенных факторов. В проекте должны быть отражены цели, задачи, этапы проекта, методики исследования, практическая значимость.

Отобранные команды получат набор оборудования для осуществления экологического мониторинга - "Экорюкзак", в который входят электронные датчики для исследования показателей почвы, воды и воздуха.

В конкурсном отборе могут принимать участие общеобразовательные организации всех типов, организации дополнительного образования Республики Башкортостан, на базе которых сформированы проектные команды, состоящие из 3-5 участников: учащихся в возрасте 12-17 лет и проектного наставника (учитель, педагог, методист, научный сотрудник).

Критерии оценивания конкурсных материалов (экологического проекта):

- актуальность выбранной темы, её обоснование;

- постановка цели и задач, их соответствие содержанию экологического проекта;

- обоснованность выбора методов и методик, используемых в ходе реализации проекта;

- качество представления, наглядность результатов проекта;

- грамотность и качество оформления экологического проекта;

- портфолио участников;

- программное сопровождение деятельности объединения. 

Регламент

Этапы проведения Конкурса:

I этап - с 30.01.2020 по 31.03.2020 и включает:

- регистрацию команды в составе - педагог и учащиеся (педагог регистрируется на платформе Реактор и посылает заявку в ГБУ ДО РДЭБЦ по email:zaitseva-im@mail.ru - форма заявки в документах мероприятия);

- размещение (загрузка) материалов на платформе Реактор. До 31.03.2020 участники вправе вносить изменения в конкурсные материалы.

II этап проводится в период с 1.04.2020 по 15.05.2020 и включает:

- экспертную оценку конкурсных материалов - с 1.04.2020 по 30.04.2020;

- подведение итогов и информирование участников о результатах Конкурса до 15.05.2020.

III этап проводится в период с 1 по 16 июня и предусматривает вручение сертификатов на получение наборов оборудования Командам, выигравшим конкурс.

Реализованные проекты

1. Экологическое воздействие Сибайского карьера на окружающую среду Лариса Чурашова

В результате производственной деятельности горнодобывающих предприятий количество промышленных отходов растет, и проблема складирования и удаления становится все актуальнее. В России накоплено и продолжает накапливаться огромное количество отходов производства и потребления, которые негативно влияют на состояние окружающей среды и здоровье человека.

4.444 /10
2. ЭкоДёма Ираида Морозова

 Замысел  проекта заключается в комплексных иссследованиях существующих и планируемых мест отдыха жителей Демского района: озеро Кустарёвское, дендропарк, ООПТ Романовская. Результаты исследований качества воды, воздуха, почвы, сведения о растительном и животном мире территорий будут транслироваться  в соцсетях и СМИ. Проект направлен  на  формирование экологически сообразной модели взаимодействия  детей и взрослых с окружающим миром посредством  включения в активную природоохранную   деятельность. 

Актуальность проекта обусловлена объективной потребностью разрешения противоречий между потребительским и равнодушным отношением людей к окружающей природе (кучи мусора и кострища после выходных дней в местах рекреации) и  желанием реализовать свое право на экологически чистую окружающую среду (недовольство всех  состоянием мест отдыха, выражаемое в соцсетях).

4.444 /10
3. Оптимизация экологического мониторинга воды реки Ашкадар в районе города Стерлитамак по результатам биоиндикационных исследований Зинаида Чаус

В последнее время основной упор в оценке качества поверхностных вод делается на комплексные показатели. 

4.333 /10
4. Создание экологического маршрута от Нефтекамска до Николо - Березовки Роза Ахметзянова

Решаемая проблема: мониторинг окружающей среды окресностей Нефтекамска в направлении села Николо-Березовка;

Замысел: В связи с перепрофилированием завода по переработке хиического оружия в г. Кабарка, который планируют запустить в 2023 году, следует очень тщательно исследовать состояние водно-болотно-лесных экосисте между городом Нефтекамск и селом Николо-Березовка. Привлечь к этой проблеме внимание школьников, родителей и широкой общественности.
Гипотеза: если  создать экологический маршрут в лесопарковой зоне Нефтекамска, то это позволит проводить мониторинговые исследования воды, почвы и воздуха и привлечь внимание общественности к состоянию окружающей среды.

4.056 /10
5. Оценка влияния техногенных выбросов на экологическое состояние почвы урбанизированных систем (на примере города Ишимбай) Гузель Бикташева

Данный проект является актуальным, так как рассмотрев литературу об экологии города Ишимбай, мы пришли к выводу, что подобные исследования посвященные проблеме загрязнения и изучения влияния техносистем уделено в настоящее время очень мало внимания. Тем самым мы попытались восполнить этот пробел. Одной из основных экологических проблем современности является урбанизация, связанная со стремительным ростом городов и промышленных предприятий. Сосредоточение промышленных предприятий, мощные транспортные потоки, привели к тому, что промышленные предприятия выделяются на природном фоне как центры концентрации загрязнителей окружающей среды. Около 1% территории суши Земли занято под городами, при этом доля городского населения в общей численности населения промышленно развитых стран составляет 75%. Возникшая сложная экологическая обстановка на этих территориях представляет определенную опасность для здоровья населения.

4.056 /10
6. Комплексный мониторинг окружающей среды с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан Мавлида Махиянова

Проект ««Комплексный мониторинг окружающей среды  с. Аскарово Абзелиловского района РБ» разработан для экологического воспитания будущего поколения. 

3.833 /10
7. Экологический мониторинг окружающей среды с.Михайловка Уфимский район Республика Башкортостан Елена Щербакова

Идея проекта заключается в проведении мониторинга окружающей среды с. Михайловка и выявление основных загрязнителей отрицательно влияющих на состоянии экологии села. Проект направлен на формирование заинтересованности и чувства личной ответственности за состояние окружающей среды. 

Актуальность проекта обусловлена состоянием здоровья населения, так как в наше время остро стоит проблема онкологических заболеваний. Всем известно, что онкозаболевания прямопропорционально зависят от состоянии экологии.

3.722 /10
8. «Мониторинг экологического состояния окружающей среды города Кумертау и Куюргазинского района» Альбина Садыкова

Цель проекта – повышение результативности контроля экологической безопасности в городе и районе за счет вовлечения учащихся и педагогических работников образовательных организаций и активизации экологического образования детей и молодежи, а также обеспечение заинтересованных организаций и населения информацией о состоянии и  изменениях в окружающей среде.

3.611 /10
9. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде на территории г. Белорецк Гулькей Нигматуллина

Идея проекта заключается в комплексном включении обучающихся объединения «Аквамир» в проектно-исследовательскую деятельность по гидрологии и гидробиологическим основам и направлено на формирование экологически сообразной модели взаимодействия человека с природой. Вода является первоисточником жизни на земле и сохранение чистоты водных ресурсов является первостепенной задачей. 

3.556 /10
10. Спасем родничок и малую речку Айгуль Билалова

Идея проекта заключается не только  в проведении  мониторинга экологического  состояния родников и малых рек Бураевского района, но и в выявлении причин загрязнения. Одновременно с этим производится поиск путей для устранения последствия загрязнений.

 

3.444 /10

Эксперты

Михаил Михайлович Кривошеев Башкирский государственный университет

Должность: доцен
Ученая степень, звание: канд. биол. наук

Юлия Островская ГБУ ДО Республиканский детский эколого-биологический центр

Должность: методист
Ученая степень, звание: нет

татьяна Смирнова ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа, Российская Федерация

Должность: доцент кафедры"Безопасность производства и промышленная экология"
Ученая степень, звание: кандидат химических наук