Конкурсный отбор команд Проекта «Экологический патруль» в Курской области

Конкурс проектов

Организаторы:

Региональный ресурсный центр дополнительного образования детей естественнонаучной направленности Курской области

Комитет образования и науки Курской области; Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Даты проведения: с 15.01.2020 16:16 по 31.05.2020 16:16

Общая информация

Цель – организация конкурсного отбора команд, которые будут заниматься экологическим мониторингом с дальнейшим использованием набора оборудования проекта «Экологический патруль» (специализированный набор для организации школьного экологического мониторинга).

Задачи:

- активизировать деятельность обучающихся образовательных учреждений для создания экологических проектов по решению экологических проблем;

- повысить у обучающихся уровень знаний, умений и навыков использования современного инструментария в области экологических исследований;

- организовать систематические наблюдения за окружающей средой для определения ее изменений, степени влияния на нее деятельности человека в местах проживания участников Проекта;

- объединить усилия молодежи школьного возраста, педагогического и научного сообщества, исполнительных органов власти (федерального и регионального уровней), органов местного самоуправления и общественности, средств массовой информации в решении проблем охраны окружающей среды Курской области.

Регламент

Для участия в конкурсном отборе формируются команды обучающихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по 3-5 человек и педагог-наставник. Количество команд от одного образовательного учреждения не ограничивается.
Возраст участников команд: 12-17 лет.
Педагогом-наставником может являться учитель предметов естественнонаучной направленности (химия, биология, география, экология и др.), руководитель объединения дополнительного образования естественнонаучной направленности. Участие в конкурсном отборе является добровольным и бесплатным.

Реализованные проекты

1. «Динамика состояния окружающей среды промышленной зоны города Курска» Юлия Позднякова

Экологическая обстановка в нашем городе не является идеальной. Это беспокоит жителей города, состояние здоровья которых напрямую зависит от чистоты воздуха, воды, почвы. Исследование является актуальным, так как позволяет получить объективную информацию о реальной экологической обстановке в городе.

Если не проводить мониторинг состояния окружающей среды, то можно пропустить наступление «точки невозврата», при которой восстановление окружающей природной среды становится невозможен.

2. «Живи, родник, живи…» Ирина Поплавская

 На территории Мартыновской сельской администрации в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, многие родники имеют воду, не пригодную для питья. Родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений. Наш проект посвящен проблеме сохранения родника, так как вода из родника регулярно используется местными жителями

3. Изучение развития экологических угроз для жизни при неправильной утилизации отходов Светлана Ветрова

Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше.

 Эта проблема актуальна и для нашего города и Желездонорожного округа (где находится школа-интернат №4 ). Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов (в большей степени, частный сектор), завалены обочины автомобильных  дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок, стекла, полиэтилена, изуродовали ближайшие леса. Нас заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свой город и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому мы решили провести исследование по этой проблеме.

ИДЕЯ В ТОМ: "Сможет ли школьное  сообщество приучиться к раздельному сбору отходов?"

4. Озеленение улиц посёлка Хомутовка Анна Чередник

Проблема: В посёлке Хомутовка  появились новые тротуарные дорожки, вдоль которых осталась выброшенная почва и не ухоженный вид. Учащиеся ДДТ уже принимали участие в озеленении улиц посёлка, и эта акция всем показалась полезной и поучительной

Гипотеза: Если осуществлять озеленение хотя бы одной тротуарной дорожки в течение года на территории посёлка Хомутовка, то за некоторое время посёлок приобретёт ухоженный, экологически чистый и современный вид.

5. «Строительство туристско – рекреационного комплекса «Русская деревня» с дальнейшей разработкой экологического маршрута на территории Будановского сельского совета». Виктория Сазонова

Согласно прогнозу ВТО Tourism Vision 2020 в ближайшем будущем наиболее перспективными видами туризма будут круизы, экологический, приключенческий, познавательный и тематический туризм. Популярность экологического туризма обусловлена как общим развитием туристской индустрии, так и повышением внимания к экологическим проблемам и модой на все натуральное, в том числе отдых и восстановление сил на природе.

С точки зрения экологии данная территория обладает необходимыми ресурсами, позволяющими организовать туритстко – рекреационную зону.

Данную тему мы выбрали не случайно, дело в том, что на территории Будановского сельского совета находится много красивых природных мест, где можно было бы организовать туристско – рекреационную зону, где население могло бы организовать свой досуг. На данный момент специально обустроенных мест для отдыха нет. Обусловлено это еще тем, что экологическое состояние окружающей природы, а также на здоровье населения  оказывает влияние расположенный поблизости  ООО «Щигры Главпродукт».

Существенно расширятся объем туристической отрасли на данной территории, сформируется положительный имидж приграничной территории, возможность организации досуга населения в экологически чистом месте.

6. «Изучение санитарно - гигиенического состояния микрорайона ж/д округа г. Курска: выявление факторов риска для здоровья обучающихся» Елена Мальцева

Условия воспитания, обучения, труда являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека. В тоже время школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать во время учебного процесса или трудовой деятельности. Среди внешних факторов риска, формирующих различные отклонения от нормы состояния здоровья у детей и подростков, ведущими оказываются факторы среды обучения и труда, не соответствующие гигиеническим нормам и санитарным правилам.

7. «Исследование современного экологического состояния поселка Петрин Курской области" Ирина Сафонова

На территории поселка Петрин расположена экспериментальная база Курской государственной сельскохозяйственной опытной станции. Размещена она на плодороднейших почвах нашей страны –мощных чернозёмах. Здесь имеются широкие возможности получения высоких и устойчивых урожаев всех культур и неограниченной интенсификации земледелия. Научные и производственные достижения станции, разработанные ею приёмы будут поучительны не только для районов центрально-чернозёмной полосы, но и для всей чернозёмной зоны России. Каково сегодня экологическое состояние природно-антропогенного комплекса поселок Петрин, решили исследовать мы.

8. «Родной реке Реут - нашу заботу» Елена Николаевна Перегудова

Малые реки должны существовать и украшать нашу малую родину.

Наша река Реут мелеет  и загрязняется с каждым годом. Относительно недалеко от русла реки располагается завод по переработке сахарной свеклы. Вместе со сточными водами производства в реку попадают неорганические вещества (оксид кальция, сульфаты, нитраты, угольная кислота, и т.д.) и органические (патока), которые способствуют бурному росту и  развитию бактерий, одноклеточных и многоклеточных водорослей, водных растений. Также на уровень загрязнения  воды влияют сельскохозяйственные стоки. Практически на всем протяжении по обе стороны реки располагаются поля. Мы считаем, что надо спасать нашу речку, поэтому мы уделяем этому вопросу особое внимание.

Гипотеза:  мы предполагаем, что систематические выбросы сточных вод  с сахарного   завода, гербицидов с полей и загрязнение бытовым мусором приводит к увеличению степени загрязнения и обмелению нашей реки.

9. «Экологическое состояние поверхностных вод Суджанского района Курской области» Елена Павловна Морозова

¨Вода - важный элемент жизни. Без нее не было бы людей, животных, растений. Даже микроскопические бактерии просто не выживут без этой удивительной жидкости.  Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов, пестициды, нитраты и фосфаты,  лекарственные препараты и гормоны, которые также могут попасть в питьевую воду.

¨Сегодня основу хозяйственного комплекса Суджанского района составляет агропромышленный комплекс, а именно: сельское хозяйство и отрасли переработки сельхозпродукции. В районе выращивают пшеницу, рожь, кукурузу на зерно, сахарную свеклу, подсолнечник, рапс. Развито свиноводство и мясомолочное скотоводство"..., - гласит статья в Википедии.

Мы решили братить внимание на проблему загрязнения поверхностных вод Суджанского района и не допустить экологической катастрофы родного уголка природы

10. «Природоохранная деятельность в защиту родника Брежинский колодец города Льгова Курской области» Рита Фомина Наталья Белоусова

       В настоящее время и наш город Льгов испытывает недостаток в чистой питьевой воде, так как вода, поступающая в квартиры по водопроводу, не подходит по своим показателям под стандарты качества. Эту проблему нехватки чистой воды можно решить с помощью родников.

В центральной части города Льгова находится родник- так называемый «Брежинский колодец». И хотя мы проживаем в другом микрорайоне города — об этом роднике мы слышала с самого раннего детства, а теперь уже два года мы пользуемся водой из этого родника. Ранее мы пользовались водой, которую получали от водонапорной башни Льговского сахзавода, но два года назад нас подключили к городской водопроводной системе, где питьевая вода плохого качества,потому что в водопроводной воде «нижнего» водозабора большое содержание железа,  вот и приходится ездить за 8 километров, чтобы привезти домой  хорошей, родниковой воды. Очень многие горожане пользуются этой водой.

Сегодня санитарно- техническое состояние родника Брежинский колодец неудовлетворительное, так как качественной воды в городе не хватает, поток людей к роднику увеличился, и увеличилась захламленность родника и  прилегающей к нему территории. Кроме того, существует  еще одна проблема, связанная с этим родником.Можно сказать, что родник «неисправен» и необходимо проводить работы по восстановлению источника. Ранее подземные воды поднимались на поверхность земли, а излишки воды направлялись в лоток, специально сооруженный для её отвода. Позже вода стала хаотично растекаться под землей, что привело к разрушению бетонной стены лотка, бетонного покрытия территории вокруг источника. Воду набирать стало затруднительно.

Что можно сделать в этой ситуации, как исправить положение?

Эксперты

Ирина Строганова ОБПОУ "Курский государственный политехнический колледж"

Должность: педагог дополнительного образования
Ученая степень, звание:

Владислав Поздняков Центрально-Черноземное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Должность: Ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора по Курской области
Ученая степень, звание: Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Елена Ефремова Курский государственный политехнический колледж

Должность: Педагог дополнительного образования
Ученая степень, звание: Магистр

Марина Губченко ОБПОУ "Курский государственный политехнический колледж"

Должность: методист, педагог дополнительного образования
Ученая степень, звание:

Наталья Тригуб Курский государственный универститет

Должность: Доцент
Ученая степень, звание: Кандидат биологических наук Доцент

Ирина Сошникова Курский Госудаственный университет

Должность: Доцент
Ученая степень, звание: Кандидат географических наук