«Сириус» завершил четвертый сезон образовательного проекта «Уроки настоящего»

11:2608 июня 2021

Проект «Уроки настоящего» объединяет в совместной исследовательской работе школьников и научных лидеров России. Участники проекта формируют в своей школе студии для учеников 7–11-х классов. В течение года ребята в командах решают актуальные задачи от научных лидеров. Дети посещают очные лекции и онлайн-встречи с ведущими учеными и технологами страны и мира, открытые дискуссии. Каждый месяц исследователи презентуют свои результаты, эксперты дают оценку всем работам и выбирают лучшие решения.

«Проект позволяет участникам попробовать себя в новых областях науки и IT, потенциально найти свою профессиональную область на будущее, – отметил научный лидер цикла «Уроки настоящих нейротехнологий», руководитель отдела разработки программного обеспечения компании «Нейроботикс» Дмитрий Конышев. – Например, в нашем цикле некоторые команды создали нейроигры на концентрацию внимания. Участники поняли механику игры и принцип создания.  В некоторых работах предложены полностью оригинальные и свежие идеи, видно, что создатели вкладывали душу и свои таланты в разработку. Особенно запомнилась студия гимназии №5 из Тюмени. Не имея необходимого оборудования, ребята самостоятельно написали собственный нейроинтерфейс на доступных приборах».

Студийцы из Тюмени представили свою нейроигру, созданную благодаря проекту «Уроки настоящего», на Всероссийском конкурсе естественнонаучных и инженерных проектов школьников и студентов «Реактор» и получили высокую оценку экспертов. Проект отметили как новую и перспективную разработку. 

«Теперь мы планируем поучаствовать с нашей нейроигрой в Кубке губернатора Тюменской области по робототехнике, – рассказывает участник проекта, ученик 7 класса гимназии № 5 Иван Зиноров. – “Уроки настоящего” подарили мне много интересных событий, общение с друзьями и новые знания, но главное – идеи для будущих проектов». 

Школьник Роман Сырбу из Архангельска возглавляет студию средней школы №45, ставшую одним из победителей цикла «Уроки настоящей энергетики». Он отмечает, что проект научил его проявлять лидерские качества, грамотно распределять роли между членами проектной группы и именно благодаря слаженной работе команды они смогли победить: «Мы узнали много нового в сфере энергетики. Цикл запомнился прежде всего интересной формулировкой задач. Плотно общались с координатором проекта и задали интересующие вопросы».

Эксперт цикла «Уроки настоящей энергетики», ведущий специалист отдела маркетинга компании «РЭНЕРА» (топливная компания «ТВЭЛ», Госкорпорации Росатом) Александр Кузнецов объясняет, что проект позволяет учащимся познакомиться с задачами, которые решают представители самых разнообразных профессий: «”Уроки настоящего” – это помощь в профессиональном самоопределении. Возможность стать на несколько дней инженером, исследователем, ученым. Школьники расширяют свой кругозор, учатся командной работе, презентовать себя, самостоятельно изучать материал и обращаться за помощью к профессионалам»

Команда школьников из Лицея народной дипломатии Сыктывкара представила одно из лучших решений в цикле «Уроки настоящего освоения Луны». Ребята говорят, что еще ни разу в жизни им не приходилось настолько быстро погружаться в предмет и пробовать новое. Каждый месяц они прокачивали свои навыки, искали решения для задач из разных областей от биологии до психологии.

Руководитель проектной команды Александра Окунева признается, что программа перевернула ее представление об учебе: «Лекции, задачи. Казалось, что в этом интересного? Но как насчет создания экспедиции по изучению редкого растения вашего края или базы на Луне? “Уроки настоящего” –  это не зубрежка материала и его пересказ, а объединение знаний всей команды и их активное пополнение, буквально, энциклопедический взрыв».

Всего в четвертом сезоне программы было восемь циклов. Рассказываем о задачах и лучших решениях.

Цикл «Уроки настоящих алгоритмов»

Партнер: Яндекс

Научный лидер: Алексей Толстиков, старший преподаватель факультета прикладной математики и информатики БГУ, куратор Школы анализа данных в Минске

Кейс: Спланировать доставку товаров дронами до пунктов назначения, оптимизировав маршрут, распределить роверы для выполнения поручений на небольших расстояниях, найти эффективный алгоритм поиска кратчайшего пути по проезжей части дорог с помощью автономного автомобиля.

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Инженерная школа № 1581 (Москва)

  • Центр «Поиск» (Невинномысск)

  • Гимназия №29 (Нальчик)

  • Кольцовская школа № 5 (Кольцово, Новосибирская область)

Участники попробовали разработать программы для управления роверами, дронами и автономными автомобилями.

Цикл «Уроки настоящей энергетики»

Партнер: Росатом

Научный лидер: Эмин Аскеров, генеральный директор компании «РЭНЕРА»

Кейс: Спроектировать систему электроснабжения энергоизолированного населенного пункта, расположенного на равнинной местности в теплом климате с большим количеством солнечных дней. 

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий: 

  • Школа №309 Центрального района (Санкт-Петербург)

  • Киришский лицей (Кириши, Ленинградская область)

  • Школа № 45 (Архангельск)

Участники спроектировали свою энергосистему для населенного пункта с учетом возобновляемых источников энергии.

Цикл «Уроки настоящего космоса»

Партнер: Роскосмос

Научный лидер: Дмитрий Пена, главный конструктор комплекса кислородно-водородных разгонных блоков и перспективных изделий конструкторского бюро «Салют» – структурного подразделения Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, одного из ведущих предприятий Госкорпорации «Роскосмос»

Кейс: Провести оценку и расчет массы одноступенчатой ракеты для совершенствования ее технических характеристик. 

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Гимназия №29 имени В.Ж. Хужокова (Нальчик) 

  • Гимназия №17 (Кемерово)

  • Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка (Новосибирск) 

Участники познакомились с разновидностями разгонных блоков и научились вычислять массу одноступенчатой ракеты, улучшая ее технические характеристики.

Цикл «Уроки настоящего освоения Луны»

Партнер: НПО «Андроидная техника»

Научный лидер: Иван Жиденко, руководитель отдела перспективных проектов компании НПО «Андроидная техника»

Кейс: Разработать подготовительный план освоения Луны

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Гимназия №5 (Тюмень)

  • Лицей народной дипломатии (Сыктывкар)

  • Лицей №82 (Нижний Новгород)

Участники узнали, что необходимо учитывать при выборе места прилунения, особенности планирования и строительства лунной базы, и изучили модели робота для нее.

Цикл «Уроки настоящей нефтехимии»

Партнер: СИБУР

Научный лидер: Арина Холщева, специалист подразделения «Устойчивое развитие» нефтехимической компании «СИБУР»

Кейс: Продумать стратегию популяризации раздельного сбора отходов в России. 

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Школа № 902 «ДИАЛОГ» (Москва)

  • Детский морской центр имени Ф.Ф. Ушакова (Краснодар)

  • Нововасюганская школа (Новый Васюган, Томская область)

  • Образовательное учреждение «Гимназия» (Раменское, Московская область)

Участники разобрались, как можно усовершенствовать раздельный сбор отходов в своих регионах: с чего начать и как улучшить процесс сбора вторсырья.

Цикл «Уроки настоящих нейротехнологий»

Партнер: Нейроботикс

Научный лидер: Дмитрий Конышев, руководитель отдела разработки программного обеспечения компании «Нейроботикс»

Кейс: Придумать сценарий игры на концентрацию внимания. 

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Гимназия №17 (Кемерово)

  • Гимназия №5 (Тюмень)

  • Гимназия №14 (Нальчик)

Участники научились программировать простейшие нейроигры на концентрацию внимания.

Цикл «Уроки настоящих когнитивных исследований» 

Партнер: Университет «Сириус»

Научный лидер: Юлия Ковас, руководитель направления «Прикладная когнитивная психология и нейронаука» Центра когнитивных и междисциплинарных исследований Научно-технологического университета «Сириус», профессор психологии и генетики Университета Голдсмитс (Лондон)

Кейс: Познакомиться с особенностями исследования на измерение математической тревожности у школьников 14-17 лет.

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Лицей города Арзамас (Нижегородская область)

  • Инженерная школа №1581 (Москва)

  • Гимназия №5 (Тюмень)

Участники попробовали себя в роли ученых, научились собирать данные для исследований, обрабатывать их в специальных программах.

Цикл «Уроки настоящей истории редкой ботанической литературы»

Партер: Лицей «Сириус»

Научный лидер: Олег Коротков, руководитель Детского ботанического сада Лицея «Сириус»

Кейс: Составить план экспедиции для изучения редких растений региона. 

Лучшими работами эксперты назвали исследования студий:

  • Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка (Новосибирск)

  • Школа №902 «Диалог» (Москва)

  • Лицей «Сириус» (Сочи) 

Эксперты отметили в этих работах содержательность исторической справки. Ребята провели серьезное исследование: создали подробный список исчезающих видов растений, который станет основой для планирования работ по мониторингу и сохранению редких видов.

Прием заявок на новую программу пройдет в августе-сентябре 2021 года. Подробнее узнать о проекте и регламенте участия можно на сайте.

Источник: Образовательный центр "Сириус"

Медиаматериалы: