НОМИНАЦИЯ В ЯДРЕ ДЕРЕВЕНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА НА ПРИМЕРЕ ПРОЗВИЩ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ФРОЛОВСКОЕ КАСИМОВСКОГО РАЙОНА

Завершен

Идея проекта

Полное название проекта
НОМИНАЦИЯ В ЯДРЕ ДЕРЕВЕНСКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА НА ПРИМЕРЕ ПРОЗВИЩ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ ФРОЛОВСКОЕ КАСИМОВСКОГО РАЙОНА
Руководитель
Владимир Пилипчук
Заявлен
27 января 2015, 08:48
Категории проекта
  • Проект Ярмарки идей
  • География
  • Исследование
Закрыт
28 января 2015, 04:33

Решаемая проблема / Замысел / Гипотеза

На протяжении двадцати лет Молодежное Географическое общество проводит экспедиции в Касимовский район Рязанской области. В последние три года базовый лагерь располагается на научно-учебной станции в деревне Фроловское. Одна из основных наших исследовательских тем - изучение деревенского культурного ландшафта (ДКЛ) с целью сохранения его материального и нематериального культурного наследия. Материальное наследие мы сохраняем в процессе сбора и реставрации экспонатов для школьного краеведческого музея «На Глинищах». Нематериальное наследие – это отражение народной культуры. Значительная часть его связана с именами в ДКЛ. Ведь культурный ландшафт – это территория, освоенная человеком «утилитарно, семантически и символически» (Каганский, 1995). Наш экспедиционный отряд давно ведет работу по изучению топонимического окружения селений. Информация собирается в основном путем опросов местных жителей. Все части ДКЛ – ядро (само селение), ближняя периферия (места повседневного хозяйственного использования) и дальняя периферия заполнены именами мест – топонимами. Мы собрали довольно полную информацию о названиях концов и порядков в деревнях, источников воды, участков леса, старых дорог и пр.
Однако внутри деревни (ядро ДКЛ) номинация затрагивает не только ее части, но и самих жителей и их подворья. Результатом этого является наличие практически у всех жителей селения не только официальной «паспортной» фамилии, но и прозвища. Прозвище можно считать элементарной единицей в ядре ДКЛ. Начать их изучение мы решили с деревни Фроловское, где располагается базовый лагерь нашей экспедиции.
Цель нашей работы – выявление принципов, по которым присваиваются прозвища, то есть принципов номинации. Чтобы собрать прозвища, необходимо провести опрос жителей деревни. Постоянного населения в деревне Фроловское сейчас нет. Нашими информантами стали люди, родившиеся во Фроловском и приезжающие в деревню отдыхать летом. Это Анна Королева (Королиха), ее дочь Алла, Валентина Козлова, Галина Степанкина, Александр Ефимов, Ольга Ефимова и житель д. Новляны, егерь Сергей Кирюхин. Информанты опрашивались группами и по отдельности несколько раз с целью уточнения данных. По итогам опросов была составлена сводная таблица прозвищ.

Презентация

Ярмарка_Соломоновы.pptx

Галерея проекта

План проекта

1

Выявление и анализ паспортных фамилий, названий концов, подворий, общих прозвищ для групп жителей

Исполнитель:
Иван Соломонов
Срок:
задача уже завершена
Статус:
выполнена

Описание и инструкции

В деревне Фроловское наиболее распространены были четыре фамилии: Ефимовы, Першины, Степанкины и Астаховы. Подворья в деревне именовались только по «паспортным» фамилиям – Ефимов дом, Калинин дом, Астахов дом, Жилушкин дом. Наименований подворий по прозвищам нами не выявлено. Очевидно, имя подворья считалось важным знаком имущественной принадлежности, т.к. в прошлом официальные документы на имущество как правило не оформлялись.
Фроловское с соседними селениями Новляны и Николаевское образуют группу населенных пунктов со сходным культурно-хозяйственным укладом. Жители каждого из этих селений имели общее прозвание, которое применялось внутри данной группы селений. Жителей Фроловского называли «колуны», Новлян – «брычи», Николаевского – «галды». Объяснение мы получили только последнего имени – «много разговаривают, галдят».

Компетенции

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
  10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
  11. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  12. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  13. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  14. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
  15. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  16. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  17. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  18. смысловое чтение
  19. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
  20. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  21. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
  22. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации
  23. понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации
  24. владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды
  25. осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире
  26. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
  27. формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности
Приложенных файлов нет
2

Определение и анализ принципов номинации в личных прозвищах жителей деревни Фроловское

Исполнитель:
Иван Соломонов
Срок:
задача уже завершена
Статус:
выполнена

Описание и инструкции

В результате опросов жителей мы выявили следующие принципы номинации: 1) происхождение прозвища от имени или фамилии; 2) от личных особенностей человека; 3) данные «по случаю»; 4) по профессиональной принадлежности; 5) как замена имени неудобного для произношения; 6) по уровню достатка и 7) неизвестные. К первым относятся Коляныш (от имени Николай), Мельян (от Емельяна), Козёл (от фамилии Козлов). Среди прозвищ, возникших от личных особенностей человека, встречаются нарицательные в данной местности и встречающиеся в других селениях: например, Рассыпуха (болтливая, суетливая женщина), Балдык (упрямый человек). Встречаются прозвища данные по двойному принципу номинации. Так Королиха (Анна Королева) – прозвище, данное не только от фамилии, но и от склонности к руководству окружающими («любит покомандовать»). Двойной принцип номинации встречается и в других сочетаниях. Ряд прозвищ дан «по случаю». Так Василий Гришин при дележе случайного заработка на сенокосе потребовал свою долю пряниками, а остальные взяли спиртным. И получил личное прозвище Пряник. По профессиональной принадлежности даны прозвища Механик и Крахмалка (работала на крахмальном заводе). Один из жителей Фроловского был татарином и имел труднопроизносимые имя и фамилию, которые никто и не знал. В деревне его называли Иваном Мишкиным. Для некоторых прозвищ определить принцип номинации пока не удалось.
Индивидуальные прозвища жителей подразделяются на личные и родовые. Родовые прозвища передаются через поколения жителей. Так Мария Ефимова (строительница дома Фроловской УНС) имела прозвище Гудиха по девичьей фамилии Гудкова. Её детей называли Гудихиными, например, Прасковью - Паранька Гудихина (или Паранька Гудиха). Детей и внуков Емельяна Першина, Мельяна, называли Мельяновы. Многочисленных детей Рассыпухи, Гришиных, называли по деревне Колянышевы, по её мужу Николаю – Колянышу. Сына Буржуя (семья считалась зажиточной) называли Буржуёнок, сына Механика – Полмеханика (был небольшого роста). Как правило, родовые прозвища забываются через два поколения, т.е. передаются не далее, чем «от дедов к внукам». Один и тот же человек может обладать как личным, так и родовым прозвищем. Так, Василий Гришин по семейной принадлежности относится к Колянышевым и имеет личное прозвище Пряник.

Компетенции

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
  10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
  11. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  12. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  13. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  14. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
  15. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
  16. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  17. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  18. смысловое чтение
  19. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  20. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции)
  21. формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации
  22. понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации
  23. осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире
  24. воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
  25. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве
  26. формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности

Приложенные файлы

    3

    Изучение проявлений личных прозвищ жителей в формировании фольклора и топонимического пространства: степень "открытости" системы номинации

    Исполнитель:
    Иван Соломонов
    Срок:
    задача уже завершена
    Статус:
    выполнена

    Описание и инструкции

    Система номинации в ядре ДКЛ не является закрытой. Деревенские прозвища входят в топонимическое окружение селения и его фольклор. Примером этому являются Мельянов овраг у деревни и частушка «Иван Мишкин ходит тихо … в край него живет Гудиха …».

    Компетенции

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
    3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
    4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
    5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
    6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
    7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
    8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
    9. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
    10. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
    11. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
    12. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
    Приложенных файлов нет